Новости

III Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

III Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

10 ноября по инициативе Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга состоялись III Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

Руководители и преподаватели детских школ искусств Екатеринбурга, Свердловской области и других регионов России собрались в гостеприимном Библиотечном центре «Екатеринбург» (по адресу: ул. М. Сибиряка, 193), чтобы рассказать об истории развития культуры своего края, деятельности людей-просветителей, подвижников детского художественного образования.

Инициатором проекта выступил Городской ресурсный центр «Инновационные музыкальные технологии. Искусство эстрады и джаза» Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова не случайно. ДМШ № 1 имени М.П. Фролова – уникальное учебное заведение, старейшая школа на Урале и первая в Екатеринбурге (Свердловске), которая была открыта в 1931 году по инициативе Маркиана Петровича Фролова, деятеля культуры Урала 20-30-х годов XX столетия, основателя не только Детской музыкальной школы № 1, но и Уральской государственной консерватории, Свердловской государственной академической филармонии, Уральского отделения Союза композиторов. В школе с большим уважением относятся к своей истории, и в год 85-летия первой детской музыкальной школы на Урале впервые воплотилась идея проекта Фроловских педагогических чтений.

Проект направлен на повышение статуса и широкое признание социокультурной роли детских школ искусств в обществе и культуре Российской Федерации и посвящен первым детским музыкальным и художественным школам России.

«У каждой школы искусств своя история, свой основатель, который понимал важность и значение музыкального образования детей. Роль деятелей культуры в каждом регионе высока, так как именно они сохраняли и развивали народные традиции, преумножая культурное наследие своим талантом и мастерством, закладывая основы уникальной системы художественного образования детей. История культуры - это деятельность людей-просветителей, подвижников! Поэтому мы и обратились к теме истоков детского художественного образования в регионах» - говорит автор идеи и куратор проекта, заместитель директора по учебно-методической работе ДМШ № 1 имени М.П. Фролова Валентина Владимировна Чепракова.

Для участия в проекте собрались руководители и преподаватели детских школ искусств и профессиональных учреждений культуры, учащиеся детских школ искусств из разных городов.

Директор ДМШ № 1 им. М.П. Фролова Наталия Андреевна Зворская приветствовала участников III Всероссийских Фроловских педагогических чтений и пожелала всем благотворной работы.

Наталья Юрьевна Перевышина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой художественного образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), отметила актуальность научно-исследовательской работы в рамках проекта для развития системы художественного образования и сформированную потребность детских школ искусств в постижении своей истории и осмыслении традиций. Наталья Юрьевна подчеркнула, что, стремясь к инновациям в образовании, важно помнить об истоках деятельности школ искусств и опираться на традиции.

Валентина Владимировна Чепракова обозначила цели и задачи Всероссийских Фроловских педагогических чтений, провела презентацию школ России - заочных участников проекта: музыкальных школ Благовещенска, Барнаула, Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, Алапаевска и Ирбита, Калуги, Смоленска, Нижнего Новгорода, Рязани и других городов.

Почетным гостем проекта стала Лия Владимировна Хацкелевич - одна из первых выпускниц ДМШ № 1 им. М.П. Фролова, музыковед, президент музыкальной гостиной «ЛЕЯ». Лия Владимировна поделилась своими воспоминаниями о первой школе и обозначила высокую ценность музыкального образования в формировании личности.

Доклады педагогических чтений были самобытны и интересны, разнообразны по тематике.

Прозвучали доклады из истории становления первых музыкальных школ Екатеринбурга, Магнитогорска, Заречного, а также рассказы о судьбах и творческом пути педагогов, музыкантов, выпускников.

Среди докладчиков были и учащиеся детских школ искусств.

Самым юным докладчиком стал Евгений Симонов, представивший на основе семейных архивов историю жизни своей прапрабабушки - первого директора первой на Урале школы Ольги Андреевны Бернацкой. Завершая своё выступление, Евгений отметил: «Музыкальная школа в нашей семье - «опция по умолчанию»: дети и внуки Ольги Андреевны учились музыке. Сейчас, продолжая традиции нашей семьи, я и моя сестра учимся в той же прославленной и замечательной школе, в которой наша прапрабабушка была директором».

Евгений Смоленцев и его педагог О. В. Абакумова эмоционально рассказали о традициях Детской музыкальной школы № 2 имени М.И. Глинки.

Леонид Маклаков, учащийся, ДМШ № 1 имени М.П. Фролова, рассказал о возрождении школы звонарей на Урале и личном опыте звонаря во Введенском Архиерейском подворье (пос. Верхние серьги).

Выпускницы ДМШ № 1 имени М.П. Фролова Юлия Сушенцева и Екатерина Иванова вышли на аудиторию с докладом об Афанасии Герасимовиче Ефимове и истоках отделения народных инструментов.

Всего на III Всероссийских Фроловских педагогических чтениях «Наша история» выступило двадцать докладчиков, а конференц-зал библиотечного едва вместил всех слушателей, число которых было более пятидесяти.

В завершение события преподаватели Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова Дарья Борисовна Сушенцева и Анна Владимировна Киршина представили вниманию публики музыкальный комплимент.

Результатом проекта является издание сборника материалов педагогических чтений.

Подводя итоги, куратор проекта, В.В. Чепракова отметила:

- Проект Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история» показывает, насколько своевременно обращение к истокам детского музыкального образования в регионах, к памяти о директорском корпусе первых музыкальных школ, к осмыслению творческого наследия малоизвестных и забытых, но очень талантливых и востребованных в своё время, музыкантов, художников, деятелей культуры из глубинки.

Статьи и публикации в новом сборнике - результат деятельности педагогов-исследователей, которые обобщают результаты научной, поисковой, проектной, музейной работы, представляя их педагогической общественности.

Все материалы педагогических чтений включают элементы нового знания, которое и определяет их значимость. Жанровое разнообразие сборника удивительно: от научной статьи до отчета о поисковой музейной работе, от воспоминаний до очерка. И такая компиляция вполне оправдана идеей и содержанием нашего проекта.

Драгоценный опыт общения с единомышленниками, воспоминания, ретроспектива истории семьи, не оставляют никого равнодушным и находят достойное отражение в публикациях материалов проекта, так начинает оформляться информационное пространство нашего проекта.

Участники благодарят сотрудников Библиотечного центра «Екатеринбург» за радушный приём и располагающую к профессиональному общению атмосферу.

Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова приглашает новых участников присоединиться к IV Всероссийским Фроловским педагогическим чтениям «Наша история» на будущий год!