Новости

На пике современной техники эстрадного пения

На пике современной техники эстрадного пения

«Современные вокальные техники: теория и практика» - под таким названием в Детской музыкальной школе № 1 имени М.П. Фролова в сентябре прошел семинар-практикум для преподавателей и учащихся по эстрадному вокалу на базе Городского ресурсного центра «Инновационные музыкальные технологии. Эстрада и джаз»

Семинар собрал широкую аудиторию – его слушателями стали около 60 преподавателей и 20 учащихся. Организаторы выбрали актуальную тему для семинара: как петь в современной манере, использовать приемы пения, которые звучат у мировых звезд поп, рок, соул и джазовой музыки; как овладеть приемами , исполняя мировые хиты и, что особенно актуально, как применить эту технику в русском и детском репертуаре. 

Особую роль в привлечении интереса слушателей сыграла личность ведущей. Наталья Владимировна ТОЛМАЧЁВА объединяет в своей деятельности три ипостаси: исполнитель, педагог и методист. Н.В.. Толмачёва - доцент кафедры «Музыкальное искусство эстрады» Тюменского государственного института культуры, ведущий преподаватель студии современного вокала «Максимум», лауреат исполнительских и педагогических конкурсов, куратор направления эстрадного пения Учебно-методического центра развития дополнительного образования детей в сфере искусства в Тюменской области, автор учебно-методического пособия "Современные тенденции эстрадной вокальной методики", экс-солистка ансамбля «Санрайз» Тюменской филармонии.

Первая часть семинара была посвящена обзору и анализу современных вокальных техник. Слушатели познакомились с основными приемами современного вокала, такими как: фрай или штробас (скрип), гроулинг (рычание), фальцет (субтон или пение на головном резонаторе), йодль (регистровый перепад), твэнг (металличекий звон), скрим и белтинг (экстримальные приемы, основанные на крике), слайд (скольжение), мелизмы (орнаментика). Все техники были показаны на музыкальных примерах из художественной практики (аудио и видео), подробно комментировались с точки зрения физиологии и безопасного применения, сопровождались показом упражнения для их освоения.

Анализируя область применения вокальных техник, неоднократно звучала мысль о целесообразности и чувстве меры в их использовании, подчеркивалась связь межу эстетикой стилей и техническими приемами. Так, например, большая часть современных техник пришли из музыки, основанной на конфликте с окружающим миром (рок, блюз), выражением экстатических эмоций (госпел) и формальное их использование в ином контексте приводит к результату антихудожественному.

Вторая часть семинара была посвящена анализу репертуара, который преподаватели и учащиеся используют в своей практике. Как постоянный член жюри региональных и всероссийских конкурсов, Наталья Владимировна обратила внимание педагогов на некоторые ошибки, встречающиеся у педагогов, прежде всего в выборе репертуара. В репертуарной стратегии она рекомендует выделять три вида репертуара: учебный, концертный и конкурсный. Главный аргумент – разграничение задач, которые ставит педагог и ученик при работе с репертуаром: развитие вокальных навыков, с одной стороны, и поиск творческой индивидуальности исполнителя, с другой. Третий уровень задач, о котором следует помнить - это накопление концертного репертуара, его ориентированность на слушательскую аудиторию, в том числе на широкого зрителя. Отсюда рекомендация включать в свой багаж песни массовых жанров - патриотические, детские, народные, «золотые» хиты отечественной эстрады, музыку кино и телеэкрана.

Семинар оказался очень насыщенным, интересным по содержанию и доступным по форме. Вся теоретическая информация иллюстрировалась разнообразными музыкальными примерами, которые благодаря использованию интерактивной доски, демонстрировались через интернет.

После окончания лекционной части на второй день семинара слушатели могли получить индивидуальные консультации мастера. По традиции все слушатели – преподаватели и учащиеся получили Сертификаты о прохождении данного семинара.

Э.Э. Кержковская
руководитель городской методической секции эстрадно-джазового искусства,
арт-директор проектов