Коллективы

Коллектив Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова «Веселые саксофонисты» - это большой дружный коллектив из участников разного возраста, которые вместе учатся и ведут яркую концертно-просветительскую и конкурсно-фестивальную жизнь

В 2023 году ансамблю «Веселые саксофонисты» исполняется 25  лет.

Об истории создания «Веселых саксофонистов» и своем творческом пути рассказывает руководитель коллектива Юлия Валерьевна Киприянова

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Киприянова.
Когда идея коллектива пришла в мою голову, я была студенткой третьего курса училища и только-только проходила первую педагогическую практику. Тогда я и представить не могла, к чему эта мысль приведет – а сейчас полный состав ансамбля составляет 24 человека, вместе с детьми мы создаем тематические авторские программы, выступаем на классических и джазовых конкурсах, а также являемся постоянными участниками международных классических и джазовых фестивалей.

И вот уже в самом начале 2018 года, сразу после новогодних каникул, ансамблю «Веселые саксофонисты» исполнится 20 лет. В ансамбле играют мои ученики в возрасте от 5 до 16 лет. Мне самой становится страшно, когда я думаю, что уже столько лет я и руковожу коллективом, и сама в нем играю.

Ансамбль «Веселые саксофонисты» - это большой коллектив из участников всех возрастов. Внутри коллектива есть подразделение по возрасту и опыту выступлений.

Самая младшая группа ансамбля называется «Clan Soprano», это дети 4-8 лет, играющие на саксофонах сопрано. Выступает Clan Soprano только в черных фраках – как ученики первых лет, как птенцы, которым еще нужно время и опыт для смены оперения.

Средняя младшая группа «Chess Club», ребята 9-10 лет, уже подросли и начали оперяться. Они выступают в белых и черных фраках, и пока это дуэль между черным и белым, между страхом и восторгом выступления.

Средняя старшая группа «Sax Code», 11-12 лет, и здесь уже не только черные фраки, но и эстрадные костюмы.

Старшая группа ансамбля «Sax Teen’s Team» - это старшеклассники, «монстры» сцены, прошедшие уже через конкурсы, концерты, гастроли, неудачи и взлеты. Как и любые подростки, они сражаются сами с собой и со всей Вселенной и иногда со мной и с родителями, но музыка помогает нам договариваться и двигаться вперед.

Для моих выпускников мы периодически возрождаем проект «Сакс-О-Фония» - если уже выпустившиеся из школы ребята хотят поддерживать отношения, то у них тоже есть вариант самореализации в ансамбле. Для них это возможность продлить детство, а для ансамбля – возможность содружества поколений.

Так и растем играючи – и я, и теперь уже мои собственные дети. Мне и самой интересно вспомнить, как же все началось.

А началось, на самом деле, с того момента, когда понятия «ансамбль» и «оркестр» прочно вошли в мою жизнь и стали жизненной необходимостью.

Заниматься музыкой я начала с 5 лет. Ко мне домой приходила моя соседка и просто замечательный преподаватель по сольфеджио Алла Федоровна Дышкант. Это было фортепиано и теория музыки. Видя мои постоянные простуды, Алла Фёдоровна предложила пойти на духовые инструменты. Так я попала на флейту в ДМШ №2, но проучилась там совсем недолго, так как всех учащихся духового отделения перевели в ДШИ №1, которую я впоследствии и закончила. Сейчас она носит название Гимназия Арт-Этюд.

В 1989 году я перешла на кларнет, так как он был наиболее близок к саксофону сопрано, о котором я на тот момент мечтала и видела только на пластинках и в телевизоре.

Моим первым настоящим Учителем стал Анатолий Иванович Сыромуков, именно его заслуга в том, что я не представляю духовой отдел без ансамблей и оркестра. Мы буквально жили в школе, приходили за два часа до репетиции, сами учили партии. Количество концертов, на которых выступал духовой оркестр нашей школы, не пересчитать, их было очень-очень много, по всем праздникам и торжественным мероприятиям, на тематических сольных и сборных концертах. Мы даже ездили в пионерские лагеря.

В 1994 году ансамбль кларнетов ДШИ №1 класса Сыромукова А.И. выступал в Музыкальном училище им. П.И. Чайковского на концерте к 100-летию со дня рождения П.П. Подгорного, где я и познакомилась со своим вторым и самым горячо любимым Учителем, Игорем Олеговичем Паращуком! После концерта я поклялась, что обязательно буду учиться у него в классе. Тогда же появился мой первый саксофон-тенор! Я закончила Свердловскую детскую школу искусств по классу кларнета в 1994 году с красным дипломом и осталась в школе еще на год, чтобы освоить саксофон.

В 1995 году я поступила в Свердловское Областное Училище культуры на Эстрадно-Джазовое отделение. Преподавателем по саксофону и биг-бенду стал Валерий Иванович Сандаков, по кларнету Павел Иванович Чечеткин, по оркестру, дирижированию и инструментовке – Олег Константинович Сазонов. В училище моя любовь к ансамблевому и оркестровому исполнительству наполнилась новым смыслом и на педпрактике в начале 1998 года у меня и возникла идея создания своего коллектива, своего ансамбля.

В ученики ко мне попали трое абитуриентов училища, осваивавших саксофон, а также несколько студентов немузыкальных вузов, которые хотели научиться играть на саксофоне «для себя». В программу ближайшего концерта я записала нас так: Ансамбль «Веселые саксофонисты». Угадайте, что мы исполняли?! Правильно! Пьесу Р. Видофта «Веселый саксофонист» в моем переложении для квинтета саксофонов.

В 1999 году после окончания с отличием по классу кларнета и саксофона Свердловского Областного Училища культуры я сдержала данное самой себе слово и поступила в Уральскую Государственную Консерваторию в класс профессора Игоря Олеговича Паращука. Той же осенью меня пригласили работать в ДМШ №13 взамен внезапно уехавшего преподавателя. Так началась «школьная» история моего ансамбля.

Потом были переходы между музыкальными школами. В ДМШ № 12 ансамбль прожил 13 лет – с 2002 по 2015 годы, а с 2015 года вернулся в ДМШ № 1 имени М.П. Фролова.

Работала с детьми я всегда с удовольствием, но я не могла даже предположить, в чем мой самый ценный творческий ресурс. В 2008 году родилась моя старшая дочь Варя, и это событие стало переломным момент в моем понимании, что такое ансамбль. Я осознала, насколько ценно что-то создавать для детей вместе с детьми.

С 2008 года в ансамбле началась новая эпоха – мы стали делать шоу. Первое шоу – Хакуна Матата, по мотивам мультфильмов У. Диснея, делали не только я и дети, но и все родители – мы придумывали и подбирали костюмы, «резали» видеоклипы из мультфильмов, придумывали украшение сцены, афишу, баннер. Впервые дети работали на сцене с профессиональным светом и звуком – спасибо студии Пиноккио, с которой мы тесно сотрудничаем и сегодня.

Можно сказать, что мы сделали мини-революцию: создали новый уровень и обучения, и вовлеченности, и исполнительского вызова. В 2011 году мини-революция оказалась официально признана – мне присудили звание Лауреата в номинации Инновационная Деятельность.

Практика шоу всем так понравилась, что мы стали готовить по программе ежегодно в течение последующих 8 лет: Неожиданное шоу по мотивам пьес Г.Л. Веббера, Братья Блюз, Классик-джаз микс, Волшебное путешествие Веселых саксофонистов в поисках музыкальных артефактов, Кельтская магия: легенда о серебряной волынке, Волшебное новогоднее приключение малыша в стране Саксофонии, Хакуна Матата 2 и Лабиринт. Дети играли и танцевали на сцене, придумывали и сами рисовали декорации, подбирали видеоряд, искали интересные стихи. Мы сотрудничали с танцорами детского балета, с модельерами студии ДизЛайнер ДДТ Октябрьского района, музыкальными школами г. Березовского, Ачита, Первоуральска.

Коллектив у нас не только разновозрастный, но и многонациональный. Мы играем самую разную музыку народов мира: и русскую, латиноамериканскую и немецкую, американскую и ирландскую, еврейскую, китайскую, и японскую.

В последние 2 года ансамбль выступал с концертами в рамках абонемента детской филармонии, а также в проекте «Школьные Игры С Оркестром» совместно с Оркестром Екатеринбургского Театра Современной Оперы под управлением Сергея Царегородцева.

Ансамблю 20 лет – самый интересный возраст, когда уже есть опыт, уже есть выпускники, созданы традиции, и при этом есть, куда расти и развиваться. Главные действующие лица в ансамбле – это мы все вместе: и дети, и руководитель, и концертмейстеры, и родители. Ансамбль для меня лично – это не только мое детище, но и «место силы», наша реальная музыкальная семья.