Тамара Ильинична Вольская

Воплощая мечты…

У каждого из нас есть своя мечта. И путь
к воплощению этой мечты всегда труден и тернист.

Прочтите внимательно строки бразильского писателя Пауло Коэльо: «Несчастен тот, кто страшится идти на риск. Вероятно, он не ведает разочарований и не страдает – в отличие от тех, кто мечтает и стремится претворить мечту в явь. Но когда он обернется – а обернется он непременно, ибо это присуще каждому из нас, – то услышит, как говорит ему сердце: «Что сделал ты с теми чудесами, которыми Бог так щедро усеял твои дни, досуги твои и труды? Как употребил ты таланты, которые вверил тебе твой Наставник? Зарыл поглубже, потому что боялся потерять? Что ж, отныне достоянием твоим будет лишь уверенность в том, что жизнь свою ты промотал и растратил, расточил и рассеял».

Думаю, что к нам, ученикам, могли бы быть обращены эти слова из уст нашего Наставника – Тамары Ильиничны Вольской, которая своей профессиональной деятельностью и жизненным примером показывает безудержное стремление к воплощению мечты в реальность во всех ее ипостасях. Жизнь как преодоление… как радость… как деятельность.

Тамара Вольская подобна первооткрывателю, который идет вперед с радостью, смело и без сомнений: позитивный настрой, открытая улыбка, решительный и многогранный характер, забота и участие в нашей жизни, мудрость в размышлениях, смелость в действиях. За время профессионального и личного общения мы, ученики, словно получили прививку: от лени, безграмотности, дилетантства, алчности и скупости души.

В феврале 2008-го года в Екатеринбурге состоялся уникальный методический семинар для преподавателей города и области «Методика обучения игре на домре и мандолине. Мировые практики». Теплая и по-человечески радостная встреча! Слушатели ждали не столько профессиональных рекомендаций по обучению игре на домре и мандолине, сколько живого человеческого общения и энергетического импульса, который бы развеял их сомнения, разочарования в определенных постулатах, показал новые направления профессионального движения и помог обрести обновленные смыслы их профессиональной деятельности.

Тамара Ильинична увлеченно рассказывала о своей концертной практике и педагогической работе.

Концерт в г. Токио с оркестром мандолин дир. Ямагучи Хирошима 2010 г.

Мы убедились в том, что профессионалам высочайшего класса тоже свойственны творческие сомнения, поиски, перемены во взглядах. Так неожиданно было слышать это из уст музыканта мирового уровня!

Шел разговор о тенденциях в профессиональной музыкальной педагогике и исполнительстве, изменениях в восприятии музыки слушателями, о концертно-исполнительском мышлении музыкантов XXI века.

Все это было подано с добрым юмором, улыбкой. Запомнилась следующая история: «Это было в Нью-Йорке. Мы пришли послушать выступление школьного симфонического оркестра. Дело в том, что в Америке в большинстве муниципальных школ ученики осваивают инструменты симфонического оркестра. В программках значилась Увертюра «Эгмонт» Людвига ван Бетховена. Удивил хронометраж – три минуты. Куда исчезли остальные шесть?»

Как выяснилось, музыкальное произведение было исполнено с существенными сокращениями, неожиданными для слуха музыканта-профессионала. Тамара Ильинична пояснила, что в Америке популярно просветительское отношение к классике, наряду с очень требовательно профессиональным. Поэтому упрощенное исполнение, особенно ученическое, тоже имеет место быть, чтобы привлечь внимание молодежи и к музыке, и к исполнительству. Адаптированные музыкальные произведения – весьма популярная форма музицирования. Например, можно найти адаптацию фортепианного Концерта П.И. Чайковского для любителей, где музыкальная ткань упрощена до предела, но всё же хорошо узнаваемы любимые всеми темы концерта. Это очень важный элемент привлечения внимания к классике…

«Да, мир изменился, вместе с ним изменился и человек. Нравится нам это или нет? Соответствует это классическим канонам исполнения музыки или нет? – размышляла Тамара Ильинична, – Это уже не важно. Это та реальность, которая существует сегодня. Мы можем по-разному к ней относиться, но понимать изменения мы должны, чтобы идти в ногу со временем».

Далее следовал рассказ о репетициях с любительским оркестром русских народных инструментов, который вызвал бурю хохота, и был принят с восторгом всеми слушателями, включая самых серьезных представителей педагогического сообщества.

Как известно, и профессиональное музыкальное исполнительство, и любительское музицирование имеет свои особенности. У профессионалов и любителей разный психологический подход к музыкально-исполнительской деятельности. Первым важен результат, вторым – сам процесс музицирования. Работа с музыкантами-любителями, равно как и с профессиональными музыкантами, требует высокого педагогического мастерства, глубоких знаний законов психологии и умений применить эти знания в профессиональном общении.

Следующий рассказ явился красноречивым примером работы музыканта-профессионала с коллективом оркестрантов-любителей.

Итак, шла репетиция с любительским оркестром русских народных инструментов (их в Америке более двадцати). Тамара Вольская, взяв на себя функции дирижера,  в свойственной ей манере серьезно и скрупулезно относиться к каждой детали музыкальной ткани, используя запас своих эмоций и богатую палитру настроений, «засучив рукава», принялась за работу. В ход шли не только красноречивые слова: на пультах оркестрантов появились красные карандаши для пометок в партиях всех выразительных оттенков, которых, безусловно, не хватало, чтобы воплотить темпераментный замысел маэстро дирижера. «Уважаемый Маэстро, постойте! – услышала она в ответ от оркестрантов, – Нам так нравятся наши изящные партии в их первозданной красоте и чистоте...»! Как видно, музыканты-любители явно не были готовы к такому профессиональному подходу в работе.

Внимая просьбе оркестрантов-любителей, понимая их желание – не столько создать высокохудожественный результат, сколько получить радость собственно от процесса исполнения прекрасной музыки на их любимых музыкальных инструментах, радость совместного музицирования, – профессионал высочайшего уровня и тонкий психолог, – она нашла те нужные слова, которые помогли музыкантам выйти на новый профессиональный уровень.

Интересной и новой нам показалась и сама философия концертной деятельности: Приведем в подтверждение несколько интересных и очень важных мыслей-цитат: «Самое дорогое, что у нас есть – это время. Работа современного музыканта-исполнителя, как и сама жизнь, требует мобилизации всех внутренних сил и ресурсов, высокого профессионализма, конкурентоспособности, гибкости и высокой динамики деятельности, чуткой и быстрой реакции на перемены, которые происходят независимо от того, нравится нам это или нет. Концерты неизменно начинаются с благодарности слушателям за то, что они решили посвятить свое бесценное время, частичку своей жизни, именно этому мероприятию». 

Тамара Ильинична искренне делилась с нами своими впечатлениями и профессиональным опытом: «Мы прилетели из Техаса, играли в городе Хьюстоне, полном одуряющей влажной жары. Спасали только кондиционеры – мощные, работающие и днем, и ночью в домах, залах, в машинах. В деловой части Хьюстона, где, как обычно в Америке – небоскребы, банки, синдикаты, в это время пустынно: все и всё под землей – люди, магазины, рестораны. Так они спасаются от этого пекла. А мы должны были играть!

Режим предконцертной жизни в Америке, да и в Канаде, уникален: с полудня – длительный прогон, а порой и репетиция всего концерта с выходами-уходами, потом перерыв на ланч или обед. А затем – пожалуйте, играйте концерт и «будьте свежи, как огурчик»! Никто поблажек нигде не дает. Это правило –  работа и готовность к ней – превыше всего!

Мне теперь странно вспомнить, как вы жаловались, что в 10 часов утра трудно играть «академ», что «не разыграны» или «холодные руки». Здесь это никого не интересует…

Везде и всюду мы играем с огромным успехом, но заниматься приходится очень и очень много, так как программы нужно обновлять, и заказы на концерты все время разные: русская программа, популярные мелодии, итальянская музыка, греческая. Это интересно – активная работа мысли.

Важнейшее правило выживания современного мира – уметь приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, иначе неизбежна депрессия и горечь разочарования».

Педагогическая работа, по мнению Тамары Ильиничны «дает новое ощущение музыки, умение анализировать задачу и доступно ее излагать».

Профессиональные знания и навыки, которыми так щедро делится наш Учитель, – это только малая, видимая часть айсберга. В основе – главное: «Всех вас помню, бесконечно люблю, скучаю и горжусь вашими успехами. Молодцы, что не сдаетесь в такое трудное для всех время! Обнимаю. В Добрый час! Знаю, что все будет хорошо». Ее слова напутствия, полные оптимизма и уверенности, помогают нам идти к мечте.

И, конечно, нельзя не сказать о восхитительном творческом и жизненном дуэте Тамары Ильиничны Вольской и Анатолия Яковлевича Трофимова. Этот творческий союз – воплощение уважения и заботы, профессионального сотрудничества и человеческой поддержки – является примером для нас.

Дорогая Тамара Ильинична, дорогой Анатолий Яковлевич! Спасибо Вам за то, что Вы в нашем Сердце! Спасибо Вам за то, что мы в Вашем Сердце! Ваши далекие уроки всегда рядом с нами!

 

 

Д.Б. Сушенцева
Кандидат педагогических наук,
Руководитель отделения народных инструментов
Детской музыкальной школы № 1 имени М.П. Фролова

 

 

Д.Б. Сушенцева Воплощая мечты // Слово о музыке. Научно-просветительский информационный журнал. – Екатеринбург, 2019. - № 2 (5) «Через годы, через расстоянья…»: к юбилею Тамары Вольской. – с. 40 – 42.