Я, Сушенцева Дарья Борисовна, являюсь преподавателем высшей квалификационной категории по классу домры и гитары Детской музыкальной школы № 1 им. М.П. Фролова, руководителем отделения народных инструментов. Имею ученую степень кандидата педагогических наук, звания Лауреата Международных и Всероссийского конкурсов.
Окончила Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского в 2003 году и аспирантуру Уральской государственной консерватории в 2005 г. В 2006 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Уральском государственном педагогическом университете.
В Детской музыкальной школе № 1 работаю с 1999 года. Общий трудовой педагогический стаж составляет 16 лет.
В педагогической деятельности реализую идею личностного развития учащихся средствами музыкального искусства на основе устремлений и ценностей гуманизма, внедрения в учебный процесс эффективных инновационных методов работы с учащимися.
Целью моей профессиональной деятельности является повышение качества художественного образования через совершенствование профессиональных педагогических компетенций для выявления, поддержки и продвижения одаренных детей в области музыкального творчества.
Достижение цели реализую через решение следующих профессиональных задач:
1) Обновление содержания современного дополнительного музыкального образования через создание общеобразовательных дополнительных программ предпрофессионального уровня и выработку критериев и показателей качества современного художественного образования.
2) Поиск эффективных и инновационных методов обучения и воспитания современного учащегося через изучение новых нормативных документов и требований к качеству дополнительного художественного образования, анализ современной социокультурной ситуации, изучение психологических особенностей современного поколения.
3) Создание условий для творческой самореализации обучающихся (активизация творческой исполнительской деятельности детей через участие в концертах, конкурсах и фестивалях, участие в культурно-просветительской жизни города Екатеринбурга).
4) Развитие профессиональных компетенций педагога, самообразование:
- обобщение опыта работы и продвижение эффективных форм и методов педагогических практик в профессиональной среде;
- совершенствование профессионального мастерства через повышение квалификации, самообразование;
- реализация собственной концертно-исполнительской деятельности.
В настоящее время произошли значительные изменения в концепции
воспитания личности ребенка в сторону признания самоценности детства и отрочества, их уникальности и особой значимости в становлении человека.
Эти изменения нашли свое отражение в моем взгляде на цели и задачи музыкального образования и обучения сегодня.
Функции современных детских учреждений культуры дополнительного образования детей не исчерпываются формированием исполнительских знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, или подготовкой детей к поступлению в музыкальное учреждение следующей ступени (музыкальный колледж, музыкальное училище, училище искусств). Они расширяются до формирования социально-психологических основ его личности, происходит замена ценности обучения ребенка на ценность его личностного развития. Новый подход к осмыслению ценностей и целей музыкального образования актуализирует разработку и уточнение содержания воспитательной работы по развитию личности современного ребенка
Учитывая вышеозначенные аспекты, инновационные процессы, происходящие в системе дополнительного художественного образования, вызовы времени, признавая принцип личностно-ориентированного обучения, считаю, что в трактовке идей образования в сфере культуры, на мой взгляд, наиболее органичен компетентностный подход (культурологическая образовательная модель - авторы В.В. Краевский, И.Я. Лернер). Итогом обучения в современной школе искусств должны стать сформированные ключевые компетенции учащихся:
1) предметная (игра на домре);
2) социокультурная (концерты);
3) опыт творческой деятельности,
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека.
В педагогической деятельности считаю важным понимать и знать психологию современного поколения, их интересы, особенности мышления и поведенческой практики.
Образовательный процесс выстраиваю с учетом Федеральных государственных требований и направляю на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре и гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с высоким уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Таким образом, в процессе обучения и воспитания делаю акцент на развитие у учащихся эмоциональной стабильности, самообладания; чувства собственной ценности, адекватной самооценки; коммуникативных качеств, толерантности; способности к эмпатии и пониманию других людей; самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за свою деятельность и поведение; способности к творческим проявлениям во всех сферах жизнедеятельности; устойчивости к стрессовым ситуациям.
В образовательном процессе уделяю большое значение воспитательной работе с учащимися.
Воспитательную работу с учащимися реализую через участие в различных социально-культурных и просветительских проектах школы. Ежегодно учащиеся класса становятся участниками более 20 концертов. Участие в концертах в больницах, социальных центрах воспитывают в учениках толерантность, терпимость, милосердие и чуткость. Концерты в областной библиотеке, музее изобразительного искусства, общеобразовательных школах, детских садах расширяют культурное пространство нашего города. Учащиеся моего класса регулярно посещают различные концерты и культурные мероприятия. Их отличает активная жизненная позиция, инициативность, стремление к самореализации через творчество.