Новости

VI Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

VI Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

26 ноября в Екатеринбурге состоялись VI Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»

Проект посвящен истории становления и развития системы детского музыкального и художественного образования в регионах России и поддерживает ценности непрерывного образования в сфере культуры и искусства. Инициатором и организатором проекта является Детская музыкальная школа № 1 имени М.П. Фролова, которая считает себя наследницей традиций музыкального образования Урала и трудового подвига своего основателя Маркиана Петровича Фролова.

В уютном конференц-зале Библиотечного центра «Екатеринбург» собрались заинтересованные представители педагогического сообщества, чтобы рассказать о прошлом и настоящем в истории деятельности учреждений культуры своих городов.

Директор ДМШ № 1 имени М.П. Фролова Наталия Андреевна Зворская приветствовала гостей, отметила важность проектной деятельности по осмыслению истории и деятельности детских музыкальных школ в формировании социо-культурной среды города. Она справедливо подчеркнула, что проект обращен в будущее, реконструирует и пишет страницы истории и рассказывает о сегодняшнем дне в деятельности детских школ искусств.

Валентина Владимировна Чепракова, заместитель директора по учебно-методической работе, организатор и куратор проекта, представила краткий обзор авторских статей будущего Сборника материалов VI Всероссийских Фроловских педагогических чтений «Наша история», обозначив разнообразие содержания и жанров.

В 2022 году в проекте участвуют более 20 детских школ искусств России, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбургская академия современного искусства, Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж), Свердловское музыкально-педагогическое училище (ныне входящее в состав Свердловского областного педагогического колледжа).

Важная часть сообщений была посвящена Маркиану Петровичу Фролову (1892-1944) – организатору инфраструктуры базовых образовательных и концертных учреждений города Екатеринбурга, основоположнику бурятской национальной оперы, талантливому русскому композитору, пианисту, педагогу. В декабре этого года отмечается 130 лет со дня рождения М.П.Фролова.

Ирина Витальевна Винкевич, музыковед, преподаватель Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, Свердловского музыкально училища им. П.И. Чайковского (колледж) в своем докладе «М.П. Фролов. Возвращение наследия. К 130-летию со дня рождения» подробно ознакомила участников с деятельностью Маркиана Петровича Фролова по созданию системы непрерывного музыкального образования на Урале. Был отмечен особый вклад композитора в национальную культуру благодаря опере, созданной по мотивам народного эпоса Якутии, Бурятии и Монголии. Кадры героической оперы М.П. Фролова «Энхэ-Булат батор» поразили своей красотой, великолепием голосов исполнителей, богатством костюмов и декораций. Благодаря огромной работе, которая проводится сегодня культурным сообществом Екатеринбурга, наследие заслуженного деятеля культуры М.П.Фролова, выходящее за рамки Уральского региона, начинает звучать в лучших концертных залах и становится известным широкому кругу слушателей.

Интересные страницы из жизни ДМШ № 2 имени М.И. Глинки в первые и самые трудные годы ее существования представила Ольга Вячеславовна Абакумова. В годы войны в школе работали и давали мастер-классы по фортепиано, скрипке, виолончели великие педагоги-носители лучших традиций русской исполнительской школы. Так ДМШ № 2 стала преемницей традиций Гнесинской музыкальной педагогики.

Одной из идей Фроловских педагогических чтений является и история формирования непрерывного музыкально-педагогического образования нашего региона.

Инна Семеновна Иванцова, преподаватель Музыкально-педагогического училища 60-80-х годов, рассказала о буднях учебы и практики, поделилась своим впечатлением о высоком уровне подготовки специалистов.

Наталья Юрьевна Перевышина, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой художественного образования УрГПУ, посвятила свое выступление истории образования музыкально-педагогического факультета, представила портреты легендарных руководителей, рассказала о высоких научных, исполнительских, творческих и педагогических традициях профессорско-педагогического состава и студенческого сообщества.

Главный специалист Управления культуры г. Нижний Тагил Юлия Ивановна Коверда рассказала об этапах становления системы непрерывного художественного образования города и о том, как развивались направления деятельности детских школ искусств.

Из города Верхняя Салда на педагогические чтения приехала Светлана Витальевна Калдина – заместитель директора по методической работе Верхнесалдинской детской школы искусств. Она представила книгу, изданную к 70-летию школы «Школа искусств. Портрет на фоне времени». Прекрасно иллюстрированная книга содержит подробную историю учреждения, очерки о преподавателях и жизни коллектива сегодня. Организаторы Фроловских чтений получили книгу в подарок. Поздравляем коллег с юбилеем, желаем одной из лучших школ Свердловской области процветания и светлого будущего.

Варвара Вячеславовна Трубеева, преподаватель МБУК ДО «Детская хоровая школа № 4» (г. Екатеринбург), посвятила свой рассказ юбилею родной школы: истории создания и специалистам, заложившим основы качественного хорового образования и воспитания детей. Директор школы Татьяна Викторовна Черныш подчеркнула важность преемственности приемов и методов в работе с детским хором.

Детская музыкальная школа № 1 имени М.И. Глинки города Смоленска – неизменный участник педагогических чтений с самого первого года. В этот раз преддверии докладов присутствующим был продемонстрирован документальный фильм о масштабах разрушения города Смоленска в годы Великой Отечественной войны, о процессе его восстановления и возобновлении деятельности музыкальной школы в 1944 году вскоре после освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

Преподаватели школы выступили с докладами и презентациями дистанционно в режиме онлайн. Нина Григорьевна Капустина на основе воспоминаний коллег представила педагогические династии Хрящевых и Кабашовых (из цикла «Семейные династии» в истории ДМШ № 1 имени М.И. Глинки города Смоленска). Из цикла «Семейные династии» также прозвучал рассказ о потомках М.И. Глинки в изысканиях преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 1 имени М.И. Глинки Натальи Владимировны Новиковой и Анжелики Евгеньевны Лыткиной.

Преподаватель по классу гитары ДМШ № 1 имени М.П. Фролова Анна Владимировна Оразбаева очень тепло и с любовью рассказала историю семейной династии Шмельковых, к которой она принадлежит. Мы с большим уважением поздравляем главу династии –Владимира Михайловича Шмелькова с 70-летием, которое он встречает на посту преподавателя, исполнителя-мультиинструменталиста, дирижера и руководителя ансамбля народных инструментов «Рябинка».

Центральное место в музыкальной педагогике занимают вопросы воспитания. Преподаватель Анжелика Раисовна Порубова в своем докладе «Социокультурная и проектная деятельность Детской хоровой школы № 2 г. Екатеринбурга в контексте патриотического воспитания детей и подростков» представила редкие и оригинальные проекты – исторические реконструкции: «Хоровой собор», «Глинкинский бал», слёт песни комсомольской юности граждан России. Эти проекты впечатляют и несут идею преемственности поколений, зажигая сердца и детей, и ветеранов взаимопониманием, молодостью и задором.

Преподаватель ЕДШИ № 6 имени К.Е. Архипова (г. Екатеринбург) Лидия Александровна Сугробова познакомила слушателей с новым проектом «Здравствуйте, господин Черни!». Основная идея конкурса заключается в обращении к имени выдающегося педагога и композитора, чье наследие составляет золотой фонд музыкального репертуара детских школ искусств в процессе обретения и совершенствования технических навыков обучающихся.

В завершение педагогических чтений участники и слушатели дали высокую оценку проекту, его организаторам, пожелали продолжения работы по повышению статуса детских школ искусств и преподавателей.

Организаторы в свою очередь поблагодарили за совместную работу и своих коллег по проекту, и сотрудников Библиотечного центра «Екатеринбург» во главе с Аленой Валерьевной Вугельман.

Неформальное общение было продолжено за чашкой чая с традиционными пирожками.

По итогам VI Всероссийских Фроловских педагогических чтений «Наша история» можно с уверенностью сказать, что обращаясь к прошлому – мы формируем будущее, описывая настоящее – мы утверждаем жизнь!

 

В.В. Чепракова, автор идеи и куратор проекта

Фото – Т.В. Учетова
Видео – Д.А. Новоженов